Сергеич (sergeich_vl) wrote,
Сергеич
sergeich_vl

Category:

Рождение нового поколения региональных самолётов в начале 1980-х

Трудно найти праздник более радостный для авиапромышленника, чем выкатка нового самолёта. Это ведь первая возможность с гордостью показать широкой общественности результаты своего труда. Столяр гордится табуреткой, маляр гордится гладкой стеной, финансовый аналитик гордится красивым отчётом, а менеджер гордится красивой презентацией. Что уж говорить, когда продукт твоего труда – это нарядная сверкающая машина, без пяти минут готовая взмыть прямо в небеса.

В начале 1980-х авиационные журналисты и обозреватели профильных изданий были весьма избалованы обилием праздничных церемоний. В самом деле, в 1981 году был выкачен Boeing 767, а в 1982 – Boeing 757 и Airbus A310. Что касается региональной авиации, то тут праздники случались ещё чаще. В 1981-1983 годах публике были представлены Shorts 360, SAAB – Fairchild SF 340, BAe Jetstream 31, BAe 146, De Havilland Canada DHC-8 Dash 8, Embraer EMB 120 Brasilia, а также CASA CN-235. Ещё годом позже совершил свой первый полёт ATR 42.

Изо всех вышеперечисленных программ три находились в особо острой конкуренции друг с другом, а именно SF 340, DHC-8 и EMB 120.

SF 340 выкатили 27 октября 1982 года:

Saab 340 rollout.jpg

Через три месяца, 25 января 1983, состоялся первый полёт:

Saab 340 first flight2.jpg

Saab 340 first flight.jpg

Внимательный читатель быстро заметит, что на фото в воздухе на самолёт нанесена ливрея Air Midwest, в то время как на фото, сделанном сразу после полёта, самолёт предстаёт нам в ливрее Crossair. Может показаться, что какая-то из фотографий неверно атрибутирована (скорее всего, верхняя, потому что на нижней отчётливо читается «first flight»). На самом деле самолёт был действительно по разному окрашен с каждой из сторон (как и первый A310): так производитель хотел подчеркнуть наличие сразу двух стартовых заказчиков.

Церемония выкатки Dash 8 состоялась 19 апреля 1983 года. В числе присутствующих был премьер Пьер Трюдо – отец теперешнего премьера Джастина Трюдо.

IMG_E2127.JPG

«Это был чистый театр, - отмечало издание «Канадский авиационный оператор». - Посмотреть пришло около 1600 человек, включая покупателей, поставщиков, а также просто друзей компании со всего света. Большой производственный цех был полностью затемнён. Поднялся занавес, и из-под него маршем выступил вперёд оркестр 411-й Резервной эскадрильи, весело играющий музыку из фильма «Воздушные приключения». Вслед за оркестром из темноты возник силуэт буксируемого Dash 8, обрисованный сзади яркой подсветкой. Когда процессия остановилась перед аплодирующей аудиторией, зажёгся верхний свет, и самолёт предстал во всём своём сверкающем великолепии...»

1983 - 0939-page-001.jpg

Первый полёт Dash 8 состоялся 20 июня 1983 года. На фото внизу самолёт в ходе этого полёта пролетает над заводскими цехами De Havilland Canada в Торонто:

C27AA588-840E-4AC9-A68F-5858F8C58C4D.jpeg

На следующем фото президент De Havilland Canada Джон Сэндфорд (третий слева) фотографируется на память с заводским экипажем после первого полёта Dash 8:

F5807B59-8D75-4A17-B03F-7228BE99045A.jpeg

Рекламный постер с фото Dash 8 в его первом полёте:

1983 - 1899-page-001.jpg

На постере ниже показано всё семейство De Havilland Canada по состоянию на начало 1980-х. Сразу видно, с каким самолётом компания связывала своё будущее:

1981 - 1749-page-001.jpg

В отличие от шведов и канадцев, у которых первый полёт следовал через несколько месяцев после выкатки, бразильцы поступили наоборот (другое полушарие же). В первый полёт их EMB 120 пока ещё неофициально отправился 27 июня 1983 года:

EMB 120 Flight.JPG

Официальная церемония выкатки состоялась два дня спустя:

EMB120 Rollout1.jpg

EMB120 Rollout2.jpg

В день официальной церемонии машина снова поднялась в воздух:

EMB120 Rollout5.jpg

В гостях недостатка не было. Как и в случае с Dash 8, присутствовали покупатели, поставщики, чиновники разных уровней и журналисты со всего света. Оркестр также был в наличии:

1983 emb 120 brasilia.jpg

Все эти пышные церемонии пришлись на период, когда мир только начинал приходить в себя после рецессии, и поэтому оказались весьма кстати. Уровни инфляции и безработицы во время той рецессии выражались двузначными цифрами, кругом царила атмосфера уныния, и все порядком уже от этого устали. Людям просто необходимы были праздники, чтобы хоть как-то развеяться. Для De Havilland Canada это было вдвойне справедливо, поскольку вдобавок к рецессии компания столкнулась с рядом специфических проблем. Впрочем, об этом мы поговорим в следующий раз.
Tags: dash 8, de havilland, emb 120, saab 340, you stol my heart, авиация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments